Суббота
04.05.2024
21:46
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    ДОТ долговременная огневая точка

    Возведение сооружений ДОТ

    Возведение сооружений ДОТ


      Тип сооружения и приемы возведения зависят от его места в системе обороны или в исходном районе, от характера местности, тактической обстановки и других конкретных факторов дот. Гористый рельеф, отсутствие подъездов, а также воздействие дот противника, воспрещающее использование механизмов, заставляют прибегать к конструкциям из мелких блоков дот. Если можно использовать машины и механизмы, то всегда целесообразнее применять крупноблочные сооружения, которые прочнее, а сборка их требует меньше личного состава дот. Обычно к сооружениям из мелких блоков прибегают в гористой местности, в местах с резко пересеченным рельефом или на переднем крае, в местах, просматриваемых и простреливаемых противником дот.

    Посадка сооружений ДОТ

      Посадка сооружений, т. е. расположение их на местности, производится в зависимости от обстановки в ходе боевых действий или заблаговременно. В ходе боевых действий места сооружений определяются после рекогносцировки командиром части или подразделения, в районе дот обороны которого намечено возведение дот. При заблаговременном оборудовании позиций или пунктов управления посадка сооружений производится рекогносцировочными партиями, которые, приняв предварительное решение на карте, уточняют его на местности, составляют соответствующую техническую документацию — схему района обороны или пункта управления и ведомость формуляров дот. В формулярах указывается номер сооружения, тип его (огневое, наблюдательное, убежище со ссылкой на номер типового чертежа), отметка нулевой линии (для огневых и наблюдательных сооружений), привязка к ориентирам (по азимуту дот), рекомендуемый способ маскировки и другие характеристики дот. На месте возведения ставится кол с номером, соответствующим номеру сооружения в формуляре. Особенно ответственным моментом является посадка наблюдательных сооружений, поскольку закрытые огневые сооружения довольно редки дот. Для определения нулевой линии, т. е. линии стрельбы или наблюдения, рекогносцировщик должен тщательно проверить видимость и забивкой кола зафиксировать точку центра вращения оружия или наблюдательного прибора, а также высоту нулевой линии над местностью в данной точке дот. Для наблюдательных сооружений с визуальным наблюдением высота нулевой линии составляет обычно 20—50 см., а для наблюдения через перископ — около 1 м.
      Командир подразделения, когда уже намечено место для сооружения, должен последовательно организовать и провести разбивку дот котлована и площадок для его возведения, подвоз блоков и деталей, отрывку котлована, сборку сооружений и внутреннего оборудования, гидроизоляцию, обсыпку и маскировку. Рассмотрим основные приемы и рекомендации по проведению перечисленных операций дот.

    Разбивка (трассировка) котлована ДОТ

      Разбивка (трассировка) котлована производится рулеткой или мерной рейкой. Сначала канавками или колышками размечается контур сооружения и дно котлована, а затем с учетом заложения откосов — контур котлована поверху. Поскольку котлован чаще всего отрывается с помощью бульдозера или навесного бульдозерного оборудования, продольный профиль котлована состоит из горизонтального участка и аппарелей дот. На участке котлована с горизонтальным дном располагается основная часть сооружения, а на аппарели после до отрывки вручную — вход дот. Обычной ошибкой при разбивке является желание уменьшить объем земляных работ за счет уменьшения заложения откосов дот. Это приводит к обрушениям крутостей, опасным для жизни людей и требующим большого объема работ по расчистке вручную в процессе сборки сооружения, когда применить бульдозер для расчистки котлована уже нет возможности дот. Разбивка котлована полностью зависит от способа отрывки дот. Если котлован будет отрываться вручную, то трассировка ведется по контуру сооружения дот. Если предполагается отрывка бульдозером, то нужно сбоку на расстоянии 50—70 см от контура котлована поверху поставить две вехи, отмечающие начало и конец горизонтального участка дна котлована (начало аппарелей). Форма котлована при этом прямоугольная, по ширине ножа бульдозера или больше, если это требуется дот. Одновременно с трассировкой котлована размечается и обозначается колышками ход сообщения, примыкающий к сооружению дот. Следует отметить, что в результате отрывки котлована бульдозером грунт в месте входа и подхода к сооружению обычно бывает сильно нарушен; это требует в последующем крепления крутостей и затрат большого количества крепежного материала дот. По этим соображениям, если хотят сэкономить материал, отрывку котлована бульдозером ведут в направлении, перпендикулярном его оси дот. В этом случае котлован под вход и подводящий ход сообщения отрывается вручную в нетронутом грунте без последующего крепления дот. При такой организации отрывки трассировка заключается в обозначении вехами начала и конца котлована и в трассировке входа дот. Часто прибегают к комбинированной отрывке, сначала в поперечном, а затем в продольном направлении дот. Таким образом, разбивка сооружения полностью зависит от намечаемого способа отрывки и имеющихся механизмов. Кроме разметки котлована, в процессе трассировки необходимо наметить места стоянки автокрана, складирования деталей сооружения и отвала грунта дот. Опыт показывает, что пренебрежение этими рекомендациями приводит к значительному перерасходу сил и средств, поскольку приходится несколько раз перемещать детали, грунтовые отвалы, освобождая позиции для крана, и производить ряд других работ дот.
      Для иллюстрации на рис. 27 приводится схема котлована, расположения элементов сооружения и отвалов грунта дот. На ней, кроме того, обозначены стоянки автокрана (I и II) дот. Чтобы показать методы и приемы в возведении сооружений, описание отдельных операций будем в дальнейшем вести применительно к трем типам сооружений: сооружение для наблюдения (отрывка и сборка вручную), сооружения СБК и УСБ (отрывка и сборка с помощью механизмов). Все остальные типы сооружений возводятся аналогично указанным и отличаются лишь размерами и конфигурацией блоков дот.

    Отрывка котлована ДОТ

      Отрывка котлована производится вручную, если этого требует обстановка, или чаще с помощью средств механизации— экскаватора, бульдозера, бульдозерного оборудования на тягачи и специальных котлованных машин дот. Наиболее распространенным средством является бульдозер, поэтому рассмотрим последовательность отрывки котлована с его помощью дот. После трассировки, установки кольев и вех бульдозерист начинает отрывку в направлении, перпендикулярном продольной оси сооружения дот. Отвал грунта при этом производится со стороны, противоположной намеченным стоянкам крана (см. рис. 27). После отрывки примерно половины глубины котлована начинается отрывка в продольном направлении с захватом бульдозером слоя 5—15 см в зависимости от вида грунта. Отвал при этом производится на обе стороны за аппарели или на одну сторону, в зависимости от длины котлована, входа, подъездов и т. д. При длинных котлованах рекомендуется с одной половины котлована грунт отваливать за одну аппарель, а с другой — за другую (ближнюю к каждой аппарели) дот. После отрывки бульдозером производится зачистка вручную, доотрывка отдельных участков котлована и подравнивание. Подравнивают и придают откосам нужный уклон обычно лопатами, при этом грунт обрушают сверху на дно котлована при работающем бульдозере. При отрывке котлована вручную заложение откосов нужно давать с начала отрывки,.т. е. послойно уменьшать ширину котлована. Иногда этого не делают, отрывают котлован с вертикальными стенками, а затем ,их подчищают, обрушая грунт на дно котлована. Такой прием хорош, когда работает бульдозер, и негоден для ручной отрывки, так как грунт с уширений падает на дно, откуда его труднее выбрасывать.

    Перевозка элементов ДОТ

    Перевозка элементов и деталей к месту возведения начинается тогда, когда будут обозначены места для складирования дот. Необходимо избегать складирования деталей в случайных местах с последующими их перемещениями дот. Места складирования деталей должны быть увязаны с местами стоянок крана и отвалами грунта.
      Погрузка и разгрузка производятся обычно автокранами. При погрузке необходимо так распределять детали на машины, чтобы полностью использовать их грузоподъемность дот. Наиболее трудны в транспортировке элементы К-1 из комплекта УСБ и элементы У-1. Эти элементы наиболее громоздки, а при езде по сильнопересеченной местности требуют крепления дот. На фото дот показана перевозка четырех элементов АБ-1 автомашиной МАЗ-200 и шести элементов К-1 автомашиной ЯАЗ-210 дот. При хорошей организации возведения и отсутствии помех со стороны противника можно подвозить элементы с таким расчетом, чтобы они прямо с машин устанавливались в котлован. Это требует согласованных действий по отгрузке и сборке, так как машины с элементами должны подходить в том порядке, как это требуется для сборки дот. При перевозке железобетонных элементов железнодорожным транспортом обязательным требованием является комплектность погрузки на отдельные платформы и вагоны дот. Если грузоподъемность подвижного состава не позволяет этого (например, комплект сооружения УСБ весит 32 т, а имеются двухосные платформы грузоподъемностью 16 г), нужно грузить на смежные платформы дот. Обычно удается так располагать элементы на платформах, чтобы не приходилось прибегать к креплению дот. Изделия укладываются плотно, чтобы они не перемещались при маневрировании подвижного состава. Некоторую сложность представляет собою подвоз деталей для сооружений ручной сборки, когда по условиям местности или по тактической обстановке нельзя использовать автомашины до места возведения дот. В этом случае разгрузка производится в месте, по возможности ближайшем к месту возведения дот. Отсюда подноска производится по траншеям, за естественными или искусственными масками. В горах иногда применяют вьюки или вертикальный транспорт с использованием канатных дорог, лебедок и других механизмов дот. Если противник оказывает постоянное воздействие, то подносимые изделия складываются в котловане и сразу идут в сборку дот. При ручной подноске широко используют простейшие приспособления: лямки, шесты, носимые на плечах, салазки и многие другие.

    Сборка сооружений ДОТ

      Сборка сооружений состоит из сборки железобетонных конструкций, монтажа внутреннего оборудования, гидроизоляции, засыпки и маскировки дот. Рассмотрим эти операции. Сборка железобетонных сооружений (основного помещения, тамбуров, входов) крупноблочных сооружений производится с помощью автокранов. Сооружение СБК собирается краном с двух позиций (рис. 27). С первой позиции собираются вход, тамбуры и часть основного помещения, со второй — вторая половина сооружения и пристройка для фильтровентиляционного оборудования.
      Элементы К-1, У-2, К-2 и У-4 захватываются при монтаже тросом непосредственно за верхнюю часть. Мелкие элементы К-3 монтируются обычно вручную дот. Иногда с целью ускорения монтажа блоки К-3 подаются краном в котлован, для чего они захватываются тросом «пакетами» по 5—10 шт дот. На первой позиции крана сборку сооружения СБК ведут от середины ко входу, т. е. сначала устанавливают шесть блоков К-1, затем элемент К-2 (перегородка), три элемента У-2, элемент У-4 и т. д. На второй позиции сборка также ведется от середины ко второму торцу сооружения. В последнюю очередь собирается пристройка для фильтровентиляционной установки дот. С целью фиксации при обсыпке элементы К-3 привязываются проволокой или распираются. Сооружение из элементов сводчатого очертания собирается так же, как СБК, поскольку по планировке и типу блоков они очень сходны и отличаются в основном конструкцией блоков У-1 и К-1. Сооружение УСБ собирать несколько сложнее, чем СБК, так как основное помещение состоит из полуарок. Общий порядок сборки такой же: от середины ко входу дот. С первой позиции крана собираются четыре арки и вход, со второй —оставшаяся часть сооружения дот. Последовательность сборки следующая: сначала на каждой позиции укладываются фундаментные элементы ФП-2, затем ФП-1 дот. При укладке фундамента должно точно выдерживаться направление— по оси сооружения, так как от этого зависит в последующем правильность сборки всего сооружения дот. Блоки ФП-1 и ФП-2 должны плотно примыкать друг к другу, без зазоров, так как иначе будет нарушено опирание полуарок в пятах и в замке дот. Перед установкой в котлован тюлуарки АБ-1 укладываются с помощью крана на подкладки и соединяются в замке двумя болтами (рис.29) дот. Перед подъемом арок и монтажом их в котлован устанавливается специальная вспомогательная металлическая распорка, обеспечивающая неизменяемость конструкции до ее установки на фундаментные элементы дот. Чтобы процесс монтажа шел непрерывно, нужно иметь две монтажные распорки: пока одну устанавливают, вторую высвобождают из смонтированных арок дот. После установки каждой арки болты в замке можно вынуть и заменить скрутками из 6-лш арматурной проволоки дот. Существует и другой прием сборки остова сооружения УСБ. Его применяют особенно в тех случаях, когда приходится работать с трехтонным краном дот. Перед сборкой в котловане устанавливают козлы из металла или дерева, на которых и производится сборка полуарок остова, как это показано на рис. 30. После окончания сборки на всю длину козел они разбираются и передвигаются дальше дот. К способу сборки сооружения арками или полуарками следует прибегать в зависимости от грузоподъемности имеющегося крана, от наличия личного состава для предварительного стыкования полуарок, от времени, отводимого на работу крана: при сборке предварительно стыкованными полуарками кран занят меньше времени, т. е. скорее может быть освобожден для работы на следующем сооружении дот. Сооружение УСБ, собранное в котловане и подготовленное к обсыпке дот. В процессе сборки крупноблочных сооружений первостепенное значение имеет слаженность расчета, особенно натренированность крановщика дот. При хорошей слаженности кран не простаивает ни одной минуты дот. Захватив очередной элемент, крановщик сразу ставит его на место и, освободив трос, возвращает стрелу за следующим элементом дот. Остальной состав команды в это время запасовывает трос или приспособление для захвата за следующий элемент. Заранее должны быть приготовлены тросы соответствующей длины, приспособления, крюки и другое такелажное имущество, которое облегчает сборку и сокращает ее сроки дот. Установка элементов на место, в котловане, требует большого навыка. Только опытному крановщику удается поставить элемент сразу точно на место дот. Обычно после первой установки следует подвижка, при этом крановщик слегка приподымает элемент, а один — два сапера двигают его на место с помощью ломиков. Устанавливаться элементы должны плотно, без зазоров, ибо только при этом условии можно добиться качественной сборки, последующей гидроизоляции и герметизации дот. Иногда из-за отсутствия пятитонного крана приходится использовать трехтонный кран для сборки остова крупноблочных сооружений. В ходе боевых действий такие случаи могут быть частыми дот. Использование трехтонного крана требует осторожности со стороны руководящего сборкой и большого умения со стороны крановщика. Требуется также ряд специальных мероприятий, обеспечивающих работу крана, иначе он может опрокинуться.
      Кроме того, если близко располагать кран к краю котлована, возможны случаи обрушения откосов с травмами личного состава дот. Чтобы исключить подобные явления, устраивают временную подпорную стенку из щитов против места стоянки крана и переносят ее вместе с перемещением крана на новую позицию дот. При сборке спаренных сооружений приходится увеличивать количество стоянок крана и протяженность площадки возведения в целом дот. По возможности следует использовать на сборке спаренных сооружений два крана, так как фронт сборки этому благоприятствует. Сооружения ручной сборки из отдельных балок собираются в котловане в такой последовательности: укладываются лежни основного помещения (для перископа), затем, порамно остов основного помещения от торца ко входу, затем входные рамы, ступени и участок входа дот. Каждая рама собирается так: на уложенный лежень ставятся и придерживаются стойки, затем лежень. Элементы в каждой раме скрепляются друг с другом скрутками дот. Рамы между собою также крепятся скрутками. Если на сборке наблюдательного сооружения обычно занято 8—10 человек, то сборка может вестись двумя командами по 3—5 человек. В этом случае ее ведут в двух направлениях от входных рам — в сторону хода сообщения и в сторону торца сооружения.
    Гидроизоляция и защита от поверхностных вод является обязательным мероприятием при сборке каждого железобетонного сооружения. Гидроизоляцию от грунтовых вод в полевых условиях осуществить трудно. Такие мероприятия могут проводиться только при заблаговременном строительстве, так как они требуют большого расхода сил и изоляционных материалов дот. Полевые фортификационные сооружения располагаются обязательно выше уровня грунтовых вод, и защита заключается в недопущении попадания поверхностных вод в сооружение через щели между блоками, через входы и другие отверстия дот. С этой целью после сборки остова обязательной операцией является гидроизоляция швов и конопатка щелей во входных блоках, на стыке перегородок и в других местах дот. Конопатке ветошью, паклей, мхом подлежат щели между перегородками и входными элементами У-2, а также все щели и неплотности во входе и тамбурах, так как в этих местах обсыпка тоньше, чем над основным сооружением, и трудно обеспечить герметичность дот. После конопатки указанных мест производится гидроизоляция всех стыков от проникания поверхностных вод в сооружение дот. Для этого стыки промазываются битумом, обклеиваются рулонным материалом или в крайнем случае специальной бумагой из фильтровентиляпионного комплекта дот. В ряде мест необходимо устраивать «замок» из глины дот.. Такими местами являются верхняя часть стыка перегородок с элементами У-2, К-1 и АБ-1, выходы коробов и другие стыки на покрытии дот.. Общий вид сооружения СБК (спаренный вариант из двух комплектов) после сборки и гидроизоляции показан на рис. 32. Кроме гидроизоляции стыков, защита сооружений от поверхностных вод заключается в устройстве водосборных колодцев и нагорных водоотводных канавок (после обсыпки сооружения). Водосборные колодцы устраиваются во входных частях сооружений в тех местах, где к ним есть доступ для отбора воды в период эксплуатации дот. Такими местами в сооружениях СБУ, СБК и УСБ являются площадки перед входной дверью. Колодцы отрываются на глубину 50—80 см и накрываются металлической решеткой или решеткой из жердей дот. К вопросу гидроизоляции и защиты от грунтовых вод нужно относиться так же внимательно, как и к сборке несущих конструкций дот. Проникание поверхностных вод в виде капели с покрытия, луж на полу, течей со стен крайне ухудшает эксплуатацию, особенно если в сооружении устанавливаются аппаратура связи, приборы, планшеты и т. д. Монтаж внутреннего оборудования сооружения состоит из монтажа оборудования связи, электроосвещения, фильтровентиляции, отопления, а также защитных и герметических дверей дот. О внутреннем оборудовании упоминалось выше, поэтому при описании монтажа ограничимся изложением последовательности операций сборки и основных рекомендаций. Аппаратура связи является табельной и устанавливается в сооружениях в соответствии с действующими инструкциями дот.. При возведении сооружений приходится учитывать только требования подводки и ввода кабелей. Подводка может осуществляться воздушной линией, по поверхности земли, по траншее или канавке дот.. Если кабель ведется по траншее, то он должен крепиться на колышках с зарубками, как показано на рис. 33. Это сохраняет кабель и удобно для его осмотра и ремонта дот. Ввод кабеля в сооружение может осуществляться различными способами. Если возводимое сооружение обычное, в нем устанавливается один телефон или небольшое количество аппаратуры, подводится один —два кабеля. В этом случае в сооружении ввод осуществляется через вход и деревянную защитную дверь ДБ-60, как это показано на рис. 34 дот. В коробке делается канавка, а в планке полотна — вырез. После монтажа кабеля канавка в коробке конопатится, а при возможности заливается битумом дот. Если в сооружении монтируется металлическая дверь или предполагается большое количество средств связи (например, на узле связи) и соответственно много кабелей, то вводы осуществляют через специальные короба, устанавливаемые для этого перед засыпкой у отверстий, имеющихся в торцовых элементах У-3, БП-1 и К-2. Чтобы щроб при засыпке не сдвинулся и не осел, его устанавливают на кол и крепят к выпускам арматуры или пробкам, имеющимся в бетоне дот. Если кабели вводятся не сразу при возведении сооружения, то короб сверху прикрывается, присыпается землей и над ним ставится кол с обозначением «Ввод кабеля» дот.. Кабели для питания электроэнергией осветительной арматуры и приводных моторов вводятся также через короба, аналогичные коробам вводов связи дот. Поскольку ввод кабелей связи не рекомендуется проводить в одних коробах с электрическими кабелями, в торцовых элементах предусмотрено несколько отверстий, которыми и следует пользоваться для этого дот. Внутри сооружения электрокабели и осветительная арматура крепятся к деревянным планкам на потолке дот. Планки в свою очередь прикрепляются к выпускам арматуры или подвешиваются на проволоке, которая пропускается в стык между элементами и (до обсыпки сооружения) закрепляется на покрытии за коротыши или за тело элементов.
      Монтаж фильтровентиляционного оборудования заключается в установке наружных воздуховодов на воздухозаборном отверстии и на перетекании воздуха из тамбура дот. Эти воздуховоды устанавливаются до засыпки сооружения дот.. При отсутствии наружных воздуховодов они заменяются деревянными коробами из досок. На воздуховоды или короба устанавливаются защитные устройства ВЗУ-100, входящие в комплект ФВКПМ-1 или ФВКПМ-2 дот. После установки наружные дымоходы и короба крепятся, и может начинаться обсыпка сооружения дот. Дальнейший монтаж внутреннего оборудования проводится уже внутри сооружения. Сами комплекты в пристройке могут устанавливаться вдоль ее оси или поперек дот. Если предполагается работа в основном на ручном приводе, то фильтровентиляционная установка монтируется вдоль, если предполагается работа на электроприводе — поперек пристройки дот.. В последнем случае получается более компактный монтаж, но ручка слишком близко расположена от стенки, что может привести к травме при ее вращении. В зимнее время для подогрева воздуха, подаваемого в помещение, на приточном воздуховоде устанавливается электрокалорифер КФЭ-1-250. Печь комплекта ОКП устанавливается у входа, подсоединяется к дымоходу, а ее кожух заполняется грунтом. Если сооружения возводятся заблаговременно, то целесообразно устраивать централизованное водяное отопление на 4—5 сооружений дот.. Для этой цели возводится котельная (из элементов К-1 или У-2), в которой устанавливается водогрейный котел. Внутреннее оборудование спаренных сооружений принципиальных отличий не имеет дот. В жаждой из пристроек монтируется фильтровентиляционный комплект, а отопительные комплекты устанавливаются в основных помещениях три входе дот.. Защитногерметические двери могут монтироваться после сборки остова, но более удобно накреплять их на перегородки в горизонтальном положении до монтажа последних дот. Металлические двери крепятся болтами к железобетонным перегородкам, между рамой и перегородкой для герметичности прокладывается пакля или ветошь, промазанная солидолом или другой смазкой. Такую же прокладку устраивают и при 'монтаже деревянной двери —между дверной рамой и железобетонной перегородкой дот.. После навешивания и установки защитная дверь проверяется, регулируются задрайки, смазываются петли, проверяется герметизирующий валик по периметру полотна дот. Наиболее тщательно надо герметизировать узлы защитно-герметической двери и перегородки, так как именно здесь должна быть создана надежная преграда ударной волне дот. Все щели должны быть проконопачены, а грунт у стен в этих местах необходимо трамбовать, при необходимости— с поливкой. Двери крепятся к элементам У-4 с помощью дощатой рамы и болтов дот. Между дощаной ;рамой и бетоном делается прокладка из промасленного материала. Планки и сегментные до сии герметической двери крепятся к раме гвоздями дот. Чтобы определить качество' сборки сооружения и монтажа внутреннего оборудования, обычно устраивают проверку наличия подпора воздуха при работающей фильтровентиляции. Эта проверка делается после обсыпки. Рассмотрим, как она проходит дот. При работающем фильтровентиляционном агрегате воздух засасывается вентилятором снаружи и подается в основное помещение сооружения. Здесь вследствие напора, создаваемого работающим вентилятором, давление (подпор) несколько повышается и воздух начинает искать выход дот. Если сооружение собрано правильно, воздух из основного помещения перетекает в тамбур через клапаны в верхних сегментах герметических дверей, а затем из первого тамбура через клапан избыточного давления и выходной канал — наружу дот.. Клапан избыточного давления (КИД) и защитное устройство ВЗУ исключают проникание ударной волны и отравляющих веществ внутрь сооружения, так как при малом подпоре клапан КИД закрывается дот. Проверка подпора заключается в наблюдении при работающей вентиляции и закрытом шибере печи за клапанами перетекания в верхнем сегменте герметических дверей и за клапаном избыточного давления, находящимся на выходном воздуховоде или коробе дот. Если подпор есть, рее эти клапаны должны открыться и поток воздуха пройдет через основное помещение, /второй и первый тамбур наружу дот.
    Если сооружение плохо герметизировано, то необходимый подпор 3—5 мм достичь трудно. В этом случае приходится тратить много времени на поиски мест утечки воздуха, конопатить щели изнутри, а иногда прибегать к частичной отрывке сооружения дот. Чтобы облегчить поиск мест утечки воздуха, пользуются горящей свечой или дымом. Горящую свечу подносят к местам стыка перегородок с покрытием, стенами, полом, а также к отверстиям, имеющимся внутри сооружения (вводы кабеля, воздуховодов, дымовых труб) дот. Если есть утечка, пламя свечи колеблется и отклоняется в сторону дот. Хорошо обнаруживаются места утечки и по дыму (например, от папиросы) дот. Чаще всего утечка воздуха происходит у перегородок, если грунт около них не утрамбован. В этом случае рекомендуется проконопатить (стыки перегородок со смежными блоками. Иногда приходится отрывать шурф (колодец) в обсыпке до верха перегородки и заливать стыки жидкой глиной дот. Все эти операции требуют много времени, сил, и, чтобы их избежать, нужно герметизировать все узлы при сборке до обсыпки сооружения дот. Иногда утечка воздуха получается между перегородкой (и дверной рамой, если там не сделана соответствующая промасленная мягкая прокладка дот. Подобное явление может быть как в герметических, так и в защитных дверях. В таком случае, обнаружив утечку, следует перемонтировать дверь дот. При тщательном выполнении всех рекомендаций и строгом следовании чертежам, особенно в герметизирующих деталях, убежище приобретает боеготовность сразу после обсыпки и монтажа внутреннего оборудования дот. В сооружениях без фильтровентиляции (блиндажи, сооружения для наблюдения) делают проверку на гермеягичность вводов проводов, проверяют плотность прилегания дверей и тщательность герметизации перископа в покрытии путем окуривания изнутри дот. Хотя в этих сооружениях предусматривается использование индивидуальных средств противохимической защиты, хорошо герметизированное сооружение значительно облегчит пребывание в «ем и работу личного состава, а также исключит проникание внутрь радиоактивной пыли и отравляющих веществ дот. Обсыпка сооружений, Обсыпка сооружений, или, как ее еще называют, обваловка, производится вслед за сборкой остова, установкой вводных коробов и производством гидроизоляции. Если есть возможность, обсыпку проводят с помощью бульдозера или тягача с бульдозерным оборудованием. Сам процесс обсыпки хотя и прост, но требует согласованных действий бульдозериста с командой, производящей сборку дот. Такое требование объясняется, во-первых, тем, что в процессе обвалования крупноблочных сооружений производится монтаж оборудования внутри остова, а во-вторых, в некоторых местах необходимо трамбование иногда даже с поливкой, если грунт очень сухой: около перегородок, тамбуров, коробов дот. Если по условиям обстановки все работы проводились вручную, то и обсыпка проводится без применения средств механизации дот. По окончании обсыпки получившуюся насыпь планируют, откосы делают плавными или придают насыпи ту форму, которая соответствует маскировочному замыслу дот. Если сооружение по условиям местности посажено высоко (высокий уровень грунтовых вод, каменистый грунт на глубине 1 — 1,5 м и т. д.), то при обсыпке может не «хватить грунта. В этом случае грунт берут с соседних участков (резервов) и подгребают бульдозером для формирования насыпи дот. Переходы резервов в горизонтальные участки и насыпь должны быть плавными, исходить из условий маскировки.

    Маскировка сооружений ДОТ

      Маскировка сооружений, возводимых из железобетонных элементов, так же как и других фортификационных сооружений, является обязательной во всех условиях дот. Демаскирующими признаками полевых фортификационных сооружений (сооружений для наблюдения, убежищ, штабных помещений, узлоъ связи) являются нарушение дернового покрова, тупиковые ходы сообщения у сооружений, земляные насыпи на покрытии, перископы наблюдательных сооружений дот. Ряд демаскирующих признаков связан с эксплуатацией: стоянки машин вблизи от сооружений, электропроводка и линии связи, дым от топки, движение личного состава на подходах к сооружению дот. Большим демаскирующим признаком является сам факт возведения сооружений, подвоз элементов и деталей, складирование и монтаж оборудования дот. Только разумное, соответствующее конкретной обстановке маскировочное решение даст эффект. Комплекс маскировочных мероприятий по скрытию объекта или группы сооружений должен состоять из скрытия всех или некоторых сооружений иногда с одновременным показом ложных дот. Ложные сооружения имитируются снятием дернового покрова, небольшими насыпями и участками тупикового хода сообщения от них. Ходы сообщения отрываются на глубину 40—50 см. Наблюдательные сооружения, кроме того, имитируются макетом перископа из дерева, подводкой воздушных линий связи, макетами автомобилей вблизи и т. д. Ложные сооружения, особенно убежища, требуют 1—2% от затрат на возведение реального сооружения, но при правильном их использовании в сочетании с другими мероприятиями (скрытие действительных объектов, маскировочный режим в ходе эксплуатации) могут ввести противника в заблуждение дот. Каждое сооружение маскируется в соответствии с общим маскировочным замыслом по объекту в целом: маскировка в системе траншей, под окраину мелкого населенного пункта, под сельскохозяйственные постройки и т: д. Демаскирующими признаками закрытого сооружения для наблюдения через перископ является обсыпка и сам перископ, поэтому на их маскировку и следует обращать основное внимание дот. Поскольку наблюдательные сооружения чаще всего располагаются в траншеях, обсыпка маскируется под бруствер дот. Для этого на соседних участках траншеи 'бруствер плавно уширяется в сторону сооружения, а часть обсыпки одерновывается или присыпается верхним слоем в зависимости от местных условий дот. Если сооружение возводится не в системе траншей, то всю обсыпку нужно скрывать одернованием, присыпкой или табельными маскировочными покрытиями дот. Иногда при наличии нескольких сооружений и соответственно нескольких насыпей применяют прием распятнения местности дот. Он заключается в создании на местности пятен, аналогичных пятнам свеженасыпанного грунта в обсыпке сооружений дот. Это достигается сдиранием верхнего слоя грунта бульдозером (в крайнем случае дернорезом или вручную) на отдельных участках размером примерно 50—100 м2. Таким образом, действительные сооружения и их насыпи как бы теряются в этих искусственных пятнах дот. Перископ маскируется под пень, чует, валун, столбик в зависимости от окружающей местности. На гладкой местности, лишенной растительности, приходится создавать несколько искусственных кустов, пней и т. д., чтобы замаскированный перископ вписался в фон дот. Убежища, штабные помещения, сооружения узлов связи маскируются в основном так же, как и сооружения для наблюдения через перископ дот. Обсыпка частично или полностью скрывается одернованием, маскировочными покрытиями или вписывается в распятненный фон дот. Обязательно перекрываются и маскируются тупиковые ходы сообщения, ведущие к сооружениям, так как они вместе с обсыпкой являются самыми сильными демаскирующими признаками сооружений на аэрофотоснимках дот. Стоянки автотранспорта и специальных машин (штабных, связи) должны относиться от сооружений или маскироваться в общем боевом порядке под позиции танков и других обычных боевых машин, имеющихся поблизости. Обязательным условием является непрерывность маскировки от возведения до окончания эксплуатации сооружения дот. Сам процесс возведения должен маскироваться в зависимости от условий местности, обстановки, активности противника и возможностей его разведки дот. В боевой практике и на учениях войск в мирное время использовались такие приемы, как устройство горизонтальных и вертикальных масок при возведении сооружений, перекрытие дорог и подступов с целью исключить агентурную разведку, имитация постройки сельскохозяйственных сооружений, имитация разборки или разрушения постройки и т. д. Очень важным является режим эксплуатации сооружений дот. В дневное время должны быть сведены к минимуму хождения, исключена топка, уменьшено движение машин в районе сооружения и т. д. Если погода холодная и приходится топить днем, то для выхода дыма устраивается специальный приямок, перекрытый сверху дот. В таком шалаше дым смешивается с воздухом, а затем уже выходит наружу дот. Опытные командиры знают цену маскировке и всегда строго требуют ее выполнения дот. Действительно, те 5 или 7% дополнительных затрат, которые требуются на маскировку, компенсируются, а условия разведки для противника усложняются дот. Наоборот, пренебрежение маскировкой всегда приводит к непоправимым потерям и сводит на нет все затраты по возведению и оборудованию сооружений дот. В заключение краткого описания лриемов маскировки сооружений укажем еще на одно важное требование дот. Маскировка должна быть индивидуальной, она требует каждый раз оригинальности и изобретательности.